Античность

В своей работе Анатолий Шевченко впервые реконструирует общий ход развития «совершенной системы» и древнегреческой системы нотации. Расшифровывает самые древние, из дошедших до нас, памятников античной музыки (VI век до н.э.) — иератическую звуковую формулу, исполнявшуюся во время жертвоприношения во время Панафинейский игр. Расшифровывает также и музыкальный фрагмент (Парод I) из комедии Аристофана «Облака» (V век до н.э.).

Музыка Эллады

Античная древнегреческая музыкальная культура формировалась в тесном взаимодействии с музыкальными традициями Древнего Востока, и в тоже время она определила собой начало культуры нового типа — европейской музыкальной культуры. В этом заключается ее своеобразие, ее роль и ее историческое значение в эволюции музыкального мышления.
В наше время, когда активно происходит процесс обобщения опыта различных культур Востока и Запада, постижение античной музыки представляет собой интерес не только в историческом аспекте, но является также важным фактором в понимании многих проблем, возникающих в связи с этим, в современной музыке.
Одной из эффективных форм постижения древнегреческой музыки представляется реконструкция возрождение и постепенное внедрение в исполнительскую практику и в слушательский опыт античной кифаристики.
Из всего многообразия музыкального инструментария античности, кифара занимала центральное, основополагающее место в музыке эллинов (аналогично роли фортепиано в современной музыке), и проявляло себя в двух основных формах — кифародия (пение в сопровождении кифары) и собственно кифаристика (чисто инструментальное исполнительство).
Применение гитары является наиболее оптимальным вариантом в современных условиях, тем более, что принципиальных различий, и в этом сходятся мнения большинства исследователей, между гитарой и кифарой нет. Это отразилось даже в самом названии гитары, особенно наглядно проявляющиеся и в современном греческом языке — гитара — это KIФAРA.
“Различие в конструкции гитары и кифары менее существенно, чем это может показаться с первого взгляда. Оба инструмента принадлежат к семейству щипковых с плоским резонансным корпусом. На кифаре струны крепились к раме, на гитаре же, крепятся к грифу. Но это различие, хотя и бросается в глаза, не имеет существенного значения с точки зрения акустики”. (Groves dictionary of Music and Musicians, London, 1954, V. III).
Прилагаемая в работе антология — наиболее полное на сегодняшний день собрание образцов античной музыки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *