Постижение Творчества

Преподаватель Национальной музыкальной Академии
им. А.В.Неждановой, лектор – музыковед Одесской
областной филармонии Сергейчук Л.А.

Памяти Анатолия Шевченко

Иди и познай себя»… Эта надпись, высеченная на фронтоне величественного греческого храма Пропилеи, может быть « эпиграфом» ко всей творческой судьбе Анатолия Антоновича Шевченко – известного украинского гитариста и композитора, художника-графика, исследователя музыки Античности и культуры Flamenco; человека, находящегося в том постоянном творческом поиске, который никогда не кончается, потому что бесконечен как вселенная, на постижение которой он направлен.

Идя по этому пути, Анатолий Шевченко сумел воплотить в жизнь разные грани творчества:

  • как композитор и художник – создатель новых звуковых и графических пространств в искусстве;
  • как исследователь музыки, ученый, мыслящий универсальными категориями «научного творчества»;
  • как музыкант, владеющий секретами исполнительского творчества;

О какой бы из сфер не шла речь, всегда удивляет и восхищает многомерность и объемность взгляда Художника, обладающего особым даром «видения» мира и способностью выразить его в изысканном рисунке мелодий, в «созвучии» отточенных графических линий, в «неукротимой игре» звуков и ритмов. Возможно, именно в этом заключается то состояние радости познания или постижения мироздания, которое и определяет стиль жизни, когда все подчинено главному и второстепенное не уводит от достижения основной цели, когда внятный внутренний стержень, прочно опираясь на основы творческого созидания, дает мощный импульс к постоянному движению вперед. О таких людях нельзя говорить «он был …»

Отсюда следует и возможное определение творческого метода Анатолия Шевченко как поиск и воплощение идеального синтеза искусств, проявляющегося в тесном переплетении функций композитора-исполнителя, исполнителя-импровизатора, исследователя-просветителя, ученого-популяризатора, художника и музыканта, владеющего самобытным, образным, органичным средством выражения — словесным, музыкальным, изобразительным.

Идея синтеза искусств имеет глубинные культурные корни, восходящие к первобытному синкрезису. Существуя на протяжении многих тысячелетий, она многократно тиражируется, принимая различные жанровые и стилевые воплощения. Каждое новое время предлагает новые формы и решения ее – в «облике» античной трагедии, итальянской «drama per mucika» и далее, на рубеже 19-20 веков, она находит интересное преломление, например, в концепции трансляции звука в слово, которая благодаря идеям синестезии была весьма распространена в символистской поэзии начала двадцатого века. Можно вспомнить в связи с этим творчество Василия Кандинского, создателя новой эпохи в изобразительном искусстве 20-го века, автора живописного авангарда, который мечтал об обновлении разных видов искусств под эгидой музыки. В. Кандинский был увлечен мыслью о том, что все виды искусств — будь то живопись, поэзия, театр или музыка, развиваясь по сходному пути, передавая «внутреннее» движение Духовного, стремились к единой цели. Он создает поэтическое либретто «Желтый звук» (композицию для сцены и оркестра), в которой пытается воплотить идеи, созвучные творчеству А.Скрябина, А.Шенберга и в своё время сформулированные В.Одоевским: «Пусть теснее соединяются поэзия с музыкой и живописью, тем сильнее будет их действие».

Воздействовать на человека, возвышая его Дух – это ли не главная цель всех искусств во все времена?
Как, порой, сложно бывает для человека с «вирусом» творчества выбрать тот, единственно правильный для себя путь, который приведет к нужной цели.

Для Анатолия Шевченко он был тернист, сложен, но и необыкновенно увлекателен. Первый шаг на этом пути был сделан в мир изобразительного искусства, и эта привязанность сохранилась на всю жизнь, но настоящей любовью стала музыка, воплотившаяся в совершенном образе гитары. Именно с этим музыкальным инструментом связана вся жизнь Анатолия Шевченко.

А.Шевченко – гитарист.

Индивидуальная исполнительская манера музыканта, особый, неповторимый его стиль
складывается из многих составляющих и в первую очередь это та степень свободы владения инструментом, которая определяет истинный уровень мастерства.

Увлеченный изучением культуры Испании, особенно традициями андалусской культуры Flamenco, А. Шевченко в конце 70-х годов получает достаточно широкую известность как исполнитель в мире гитарного искусства на Украине.
Овладев теорией и практикой Flamenco, он — первый из отечественных гитаристов, кто знакомит украинского слушателя с мировыми традициями гитарного искусства, создавая не просто концертные программы, а развернутые концертные циклы:
«Антология гитары» — цикл из восьми концертов, повествующий об истории и роли гитары в мировой исполнительской практике, начиная со времен Античности и до наших дней;

«География гитары» — цикл, демонстрирующий особенности гитарного исполнительства, характерные для разных национальных культур и традиций; Изучая технику игры на гитаре выдающихся мастеров 20-го века, равняясь на их мастерство, А.Шевченко выступает со своими программами во многих странах мира, но особенно важным, знаковым моментом на пути постижения исполнительского мастерства становится участие в работе Международного семинара GUITARRA FLAMENСA, который проходил в Херес де ла Фронтера (Испания) в 1991 году. Спустя год, А.Шевченко удостаивается «золотой платы» Муниципалитета города Линарес (Испания), выступая с концертами на родине знаменитого испанского гитариста Андреаса Сеговии.

90-ые годы и начало нового тысячелетия оказались очень плодотворными в концертной жизни музыканта – выступления в Праге и Байрейте, Киеве и Санкт- Петербурге, Нью-Йорке и Сан-Франциско с интересными, всегда концептуально определенными программами.

Возможно, успех и признание исполнительской манеры Шевченко обусловлены тонким пониманием, проникновением в суть природы инструмента, отсюда и особое качество прикосновения к струнам гитары, благодаря которому рождается диалог между музыкантом и его инструментом, тот необходимый творческий обмен, который интересен слушателю. И еще, наверное, способностью к абсолютному «погружению» в процесс исполнительского «творения», когда реальность приобретает новые очертания, преломляясь в звуках музыки.

Результат пятидесятилетней творческой деятельности — более ста концертных программ и репертуар, включающий европейскую музыку, начиная с 13 столетия до наших дней, музыку Античности, Востока, авторские композиции.
«Волшебная гитара Анатолия Шевченко обладает удивительной возможностью переносить нас в пространстве и времени от Америки до Японии, от античности до наших дней. Этот эффект присутствует во всех концертных программах… В них прослеживается вся история гитарного искусства, формирование различных национальных школ и музыкальных традиций народов Востока и Запада» (из аннотации к концерту «Гитарная Одиссея»).

Говорить об исполнительском стиле А.Шевченко невозможно, вне связи с его исследовательской деятельностью, поскольку все проекты концертных программ самым непосредственным образом отражают сферы музыкологических интересов Шевченко.

А. Шевченко – исследователь музыки.

Области научно – исследовательских интересов ясно очерчены и могут быть определены следующим образом:

  • музыкальная культура Испании в наиболее самобытном и традиционном ее воплощении – Flamenko;
  • музыкальная культура Античности, рассматриваемая с позиции нового подхода
    к решению вопросов постижения и восприятия античной музыки;
  • изучение процессов взаимодействия культурных традиций Востока и Запада в их взаимообусловленности и взаимовлиянии;

Интересен жанр исследований, та особая форма и стиль изложения материала, которые отражают самобытность творческой личности автора, жанр, органично соединивший черты, свойственные научной статье и литературному эссе.
Из достаточно обширного перечня научных трудов А.Шевченко необходимо сделать особый акцент на книге «Музыка Эллады», изданной в 2001 году. Этот труд, в некотором смысле, является попыткой обобщить исследования разных лет на новой ступени их осмысления.

Одной из основных задач, обозначенных автором, является рассмотрение «некоторых принципиальных возможностей постижения и художественного освоения античной музыки». В первом приближении эта тема была рассмотрена в небольшой по размерам, но перспективной для дальнейших исследований работе «Завещание Орфея» (1996 год).
А.И. Равенко, Доктор искусствоведения, профессор Одесской государственной консерватории им. А.В.Неждановой в «Слове об авторе» очень точно определил
необычность работы, предвосхищая противоречивые взгляды в её оценке, но
непременно подчёркивая индивидуальный «профиль» творчества автора: «Объемность подхода А.Шевченко к раскрытию содержания затрудняет
однозначно и плоско определить жанр его новой работы. В ней органично
сочетаются страницы культурологических размышлений с яркими художественно – прозаическими страницами, научно – полемические — со страницами, приближающиеся к так называемым белым стихам, стиль изложения письменной речи — со стилем устной, факты из античной мифологии — с научными фактами, наконец, глубокое проникновение в одни вопросы органично сочетаются с тезисной постановкой других, в так называемом первом приближении. А это увеличивает вероятность того, что скромная по размерам работа А.Шевченко «Завещание Орфея» может стать началом большого научно – художественного исследования…».

В этом ёмком определении ясно очерчены не только перспективы дальнейших исследований, но и их стилистика – «научно – художественная».
Именно в таком ракурсе, но в ещё более развёрнутом преломлении эти исследования были продолжены А.Шевченко в книге «Музыка Эллады».

В ней, опираясь на исторические документы, данные археологических исследований, этнографические источники, автор прослеживает системы взаимовлияния и взаимообусловленный характер развития древних музыкальных традиций Востока ( рага, макам) и Запада (Григорианский хорал, фламенко) в их связи с древнегреческой музыкой.
Предлагается новый взгляд на общий ход развития совершенной системы а
так же на древнегреческую систему нотации, благодаря чему столь ограниченный
«арсенал» музыкальных памятников Древней Эллады пополнился авторскими вариантами расшифровок и реконструкций музыкального фрагмента из комедии Аристофана «Облака» и одного из древнейших памятников античной музыки, относящемуся к 6 в. до н. э.

Семь основных разделов книги, имеющих определённо художественный характер
названий – «Загадка сфинкса» или, например, «Возвращение пеана» предлагают
интересный ракурс в раскрытии обозначенных автором сфер научного исследования.
Путь размышлений о «гармонии сфер», идее, объединяющей в единую, целостную систему представление о том, что, возможно, всё в мире взаимосвязано и подчинено общим закономерностям приводит автора к созданию концепции Циклического развития звуковой музыкальной системы.

По словам автора, благодаря такому широкому временному спектру, отражающему развитие мировых музыкальных явлений: « Нам представилась уникальная возможность охватить единым взглядом весь ход этого развития, в результате чего музыка впервые предстала перед нами не в отдельных своих проявлениях, а как единый процесс».
А.Шевченко воплотил эту идею музыкально, создав «краткую хрестоматию развития звуковой музыкальной системы» — CONCERTO GROSSO для гитары, гобоя и струнных.

А.Шевченко – композитор.

Синтетический характер дарования А. Шевченко, проявляющийся в тесной взаимосвязи исполнительской, исследовательской и композиторской деятельности, определил круг жанровых интересов и особенности стилистики авторских сочинений. Сонаты и сюиты для гитары, музыка для театра, кино и телевидения, вокальные циклы, крупные оркестровые сочинения и небольшие пьесы А.Шевченко, как правило, являются «отзеркаливанием» сфер постоянных интересов автора как исполнителя и исследователя.

Особый интерес представляют концерты для гитары и камерного оркестра, и в этой связи необходимо сказать о многолетних тесных и плодотворных творческих связях Анатолия Шевченко с заслуженным артистом Украины Игорем Шавруком (художественным руководителем и главным дирижёром камерного оркестра Одесской областной филармонии). В исполнении камерного оркестра и Маэстро «увидели свет» «Променад – концерт», наполненный мелодиями «одесского» фольклора, «Concerto Flamenсo», в котором стилистика и характерные жанровые признаки фламенко воплотились в классическую 3-х частную форму инструментального концерта и CONCERTO GROSSO для гитары, гобоя и струнных . Солирующая роль в концерте отведена лейт – инструменту — гитаре, и, хотя в качестве ещё одного солирующего инструмента фигурирует гобой, доминирующая роль гитары бесспорна, в завершении первой части концерта (каденции) и в Allegro moderato.

CONCERTO GROSSO — это своеобразная «хрестоматия», отражающая эволюционный ход развития музыкального мышления на протяжении тысячелетий. Драматургия концерта опирается на некоторые этапы в истории формирования звуковой музыкальной системы, которая, согласно концепции А.Шевченко, носит циклический характер. Композитор использует подлинные напевы племён Кубу и Ведда, древнегреческий пеан, элементы музыки Средневековья, Барокко, Классицизма, музыки 20-го века, «вплетая» их в оркестровую ткань и в диалоги солирующих инструментов – гитары и гобоя.
Три основных раздела концерта — Largo, Sostenuto, Allegro moderato – это лишь внешние границы формы и определение жанра произведения как « большого концерта» в данном случае условно, хотя автором и сохранён принцип контрастного сопоставления разделов, объединённых общей логикой движения музыкальной мысли. Первый раздел Largo – Andante – Largo вырастает из «интонационной сопряжённости двух тонов» и, непрестанно развиваясь в калейдоскопе тем, завершается каденцией гитары. Сосредоточенная и сдержанная вторая часть сродни старинной сарабанде, третий раздел напоминает о музыке времён Гайдна. Так, « перемещаясь» в музыкальной «машине времени», автор устремляется в век 20-ый…

Изящная тембровая палитра и прозрачность оркестровой фактуры, своеобразная «полифония» разных стилей и направлений музыки в концерте, а так же глубоко индивидуальное, подлинно творческое толкование жанра вновь подтверждает самобытность творчества композитора.

«Подлинно творческое толкование…» действительно коснулось всех сфер деятельности А.Шевченко, определило главные черты его творческого портрета и, несомненно, станет предметом дальнейших исследований.
Возвращаясь к началу пути постижения творчества Маэстро, вспомним слова,
которыми начинается и завершается его книга «Музыка Эллады». Они могут быть подлинным девизом всей жизни и творчества А.Шевченко: «Эллины первыми оказались перед входом в храм европейской цивилизации… Возвышающиеся перед входом пропилеи настраивают, подготавливают прихожанина к вхождению в храм, скрывая его от преждевременного взора и открывая его во всём величии в урочный час. И тогда на фронтоне храма как бы сама собой проявляется высеченная на нём надпись — ИДИ И ПОЗНАЙ СЕБЯ».

Преподаватель Национальной музыкальной Академии
им. А.В.Неждановой, лектор – музыковед Одесской
областной филармонии Сергейчук Л.А.

Июль 2012 г.