Плач Гитары

Анатолий Шевченко – музыкант и художник

Доктор философских наук, профессор Д.С. Берестовская
Симферополь,
Украина


- Слышишь музыку?
- Это годы.
- Неведомы луны неведомых морей.
- А что позади?
- Облака, небосклоны,
И песня печальная (гитары) твоей.

Да простит мне великий поэт Федерико Гарсиа Лорка замену одного слова в его строке: «скрипки» – на «гитары», так как речь пойдет о замечательном музыканте и художнике – Анатолии Шевченко, страстно любившем поэзию Ф.Г. Лорки: песнь гитары Анатолия оборвалась 25 марта 2012 года.


И тополя уходят –
Но след их озерный светел.

И тополя уходят –
но нам оставляют ветер.

А он умирает ночью,
обряженный черным крепом.

Но он оставляет эхо,
Плывущее вниз по рекам.

А мир светляков нахлынет –
И прошлое в нем потонет.

И крохотное сердечко
Раскроется на ладони.

Ф.Г. Лорка

Поражает многогранность личности Анатолия Шевченко. Имеющий два образования (художественное – изобразительное искусство и музыкальное), Анатолий раскрылся как талантливый композитор, теоретик-музыковед и уникальный исполнитель-виртуоз, оригинальный интерпретатор чрезвычайно широкого диапазона музыкального материала: от античности до современности, проявив себя неутомимым исследователем, открывателем новых глубин мирового искусства. Невозможно перечислить все созданное и воплощенное им.
Теоретическая мысль и исполнительский талант музыканта-гитариста объединяются, по словам самого автора, – стремлением к «синтезации общечеловеческого опыта», что нашло воплощение в исследованиях и исполнении произведений различных культур (циклы «География гитары», «Антология гитары», «Отзвуки Эллады», «Антология фламенко», украинская сюита «Думы мои», «Киммерийская сюита» и многие другие). Все это многообразие А.Шевченко объединяет проблемой, получившей сегодня название «Диалога культур» – это (цитирую) опыт «Востока и Запада, в связи с чем культура фламенко, обладающая большим историческим опытом подобного рода синтеза, приобретает особое значение» [эссе А.Шевченко «Неукротимые игры фламенко», 1976 год].
Своеобразие фламенко А.Шевченко видит в его синтетическом характере, обусловленном пространственным и временным фактором: формированием на древней земле Андалузии, вобравшей элементы многих культур (финикийцев, греков, евреев, арабов и других народов Азии, Африки, а в дальнейшем и Запада). Именно это повлияло на своеобразный характер «глубокого пения», отмечает автор: Cante Iondo – «самая древняя и наиболее сложная категория искусства фламенко». Эту специфику А.Шевченко объясняет, ссылаясь на мнения андалузских ученых: Iondo – «форма жизни», «форма существования»; фламенко – «форма бытия».
Таким образом, уже в 70-е годы ХХ века Анатолий Шевченко обратился к основополагающим категориям истории и теории искусства: пространство и время, синтетичность, содержание и форма.
Проблемы истории музыки решались выдающимся исполнителем и теоретиком многогранно. Прежде всего, это интерес к музыке античности – древней Эллады. Анатолий Шевченко обратился к расшифровке памятников античной музыки (VI в. до н.э.) – иератической звуковой формулы, воплотившейся в музыкальном исполнении во время жертвоприношений в период Панафинейских игр. Новаторством музыканта явилась не только расшифровка, но и возрождение и внедрение в исполнительскую практику элементов античной кифаристики. Выбор был не случаен.
Кифара занимала одно из ведущих мест в древнегреческой музыке, была самым распространенным струнным инструментом. Кифара состояла из деревянного плоского корпуса, двух изогнутых стоек, соединенных перекладиной семи струн. Принципиальных различий, считают специалисты, между кифарой и современной гитарой нет. В музыке Эллады существовало две формы использования кифары: кифародия (пение под сопровождение кифары) и собственно кифаристика (инструментальное исполнительство).
Сохранился уникальный памятник – вступление к пифийской оде Пиндара:
О кифара золотая, ты Аполлона и муз
Темнокудрых равный удел.
Мере струнной пляска, начало веселий внемлет,
Вторит лики сладострастье…
По легенде, основателем кифародии явился поэт и певец Терпиндар (к. VII в. до н.э.). Искусством игры на кифаре отличался мастер виртуозного соло Тимофей из Милета (к. V – IV вв. до н.э.). Сохранились фрагменты записей на папирусе гимна Аполлону вместе с кратким инструментальным фрагментом, что дает представление о песенной мелодии, пластической и стройной.
Проблемам реконструкции и возрождения античной музыки Анатолий Шевченко посвятил как теоретические работы, так и исполнительские программы: «Музыка от античности до наших дней», «Отзвуки Эллады (античная музыка)», «Музыка Эллады», «Античность и Средневековье», «Гармония сфер», «Завещание Орфея» и другие.
Анатолием Шевченко составлено наиболее полное на сегодняшний день собрание образцов античной музыки. Для него имеет значение не только сам факт расшифровки античной музыки, но и ее роль в формировании европейской музыкальной культуры, в эволюции музыкального мышления. А.Шевченко впервые реконструировал ход развития «современной системы» и древнегреческой системы нотации. В этой творческой работе он объединил пространство и время. Активно обращаясь к античной музыке в своем исполнительском творчестве, Анатолий Шевченко стремился раскрыть ее роль в современной жизни через палитру выразительных средств и способности эмоционально влиять на чувства современного человека. Теоретик и талантливый исполнитель он обращал внимание на постижение структурной логики и художественной образности античной музыки, на ту роль, которую она может сыграть в современной музыкальной культуре.
Анатолий Шевченко видел в музыке древней Эллады провидческую роль. Он обращал внимание на то, что музыка с древнейших времен была связана с различными формами предвидения, предсказания. Примером была многогранность функций Аполлона, Божественного кифариста, Мусагета, в то же время и прорицателя. Храм Аполлона в Дельфах играл особую роль в жизни Эллады, являлся «своего рода футурологическим центром». Продолжением этой роли музыки явилось и творчество Иоганна Себастьяна Баха, считает А.Шевченко, подчеркивая роль музыки великого предшественника в наиболее сложных проявлениях современного искусства (например, в додекафонии).
Так смыкается круг: от античности до современности, так пространство и время сплетаются в единый феномен образной системы искусства. Автор данной концепции подчеркивает: «… эти пространственно-временные трансформации проходят в русле объективного восприятия временного потока, состоящего из трех фаз – прошлое, настоящее, будущее – аналогично структуре мелодической линии». В этом контексте сохранение в памяти уходящей в прошлое мелодической фазы может дать основание для полноценного восприятия современной мелодии и предвидения будущей интонационной фазы, подчеркивая тем самым роль музыкальной (и теоретической, и исполнительской) практики.
Особо следует отметить роль А.Шевченко-композитора в развитии современной украинской культуры. Рассматривая и вводя в исполнительское творчество особенности национальных школ, выдающийся музыкант в цикле «География гитары» вводит программу «Гитара Украины», где раскрывает своеобразие украинской школы в сопоставлении с гитарою Польши и России». Особо он выделил среди своих программ «Украинскую сюиту «Думы мои», крымской тематике посвящена «Крымская сюита». Проблемам развития отечественной музыкальной культуры посвящены статьи: «Музыкальные традиции Киевской Руси в процессе формирования восточно-славянской музыкальной культуры», «Думный лад Украины» и другие.
Выше мы отмечали синтетичность творчества Анатолия Шевченко: художник, композитор, теоретик, блестящий исполнитель – все это разные стороны талантливой личности, работавшей в разных направлениях искусства. А.Шевченко обладал синестетическими способностями и теоретически обосновал их, обратившись к волновой природе звука и цвета. Не случайно среди его творческих программ значится «Сюита цветов».
Еще в ХIХ веке французский поэт Ш.Бодлер в сонете «Соответствия» обосновал так называемый «закон всеобщей аналогии» – соответствия между различными искусствами: архитектурой, графикой, скульптурой, живописью, музыкой. Поэт утверждал: «Все краски, запахи и звуки заодно». На чем основаны эти соответствия?
Размышляя над этой особенностью человеческого восприятия, Аристотель писал: «Каждое из чувств имеет своим предметом: слух – слышимое и неслышимое, зрение – видимое и невидимое… Для общих же свойств мы имеем общее чувство… Но может быть особого органа для восприятия общих свойств – они воспринимаются каждым чувством привходящим образом; таковы движение, покой, фигура, величина, число, единство».
Закон «всеобщей аналогии» как назвал его Бодлер, основан на явлении синестезии, опирающемся на межчувственные связи, как одной из форм взаимодействия в полисенсорной системе восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств, т.е. они смешиваются и синтезируются. Синестезию можно охарактеризовать как сложную специфическую форму взаимодействия в целостной системе человеческой чувственности, как концентрированную и симультанную актуализацию чувственности, как концентрированную и симультанную актуализацию чувственности в широком спектре ее проявлений. Синестезия – это психологическая соотносимость цвета, звука, слова, формы, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений.
С умением видеть мир целостно, осваивать его симультанно (от фр.simultane – одновременно) связан характер художественно мышления, способного восполнять узость рассудочно расчлененной мысли, основываясь на высокой эстетической избирательности, ассоциативности и метафоричности.
Именно способность ассоциативно соотносить предметы и явления окружающего мира, конструировать посредством художественного воображения их новые, нетривиальные связи дает возможность осуществления синтеза искусств, что находит воплощение в едином художественном образе или системе образов, объединенных единством замысла и стиля.
Размышляя о подобных проблемах, Анатолий Шевченко определяет музыку как связующее звено между чувственным восприятием и конструктивной логикой, представляющими определенный синтез. В статье «Вначале было будущее» он пишет: «Музыкальные впечатления, эмоциональное воздействие и структурная логика музыкального произведения обусловлены определенным образом организованным звуковым комплексом, в основе которого лежит объективный физический фактор – звук. Звук наряду со светом является одним из основных носителей информации об окружающем нас мире.
Аналогично свету, звук имеет несколько уровней информационного потока от внешнего, поверхностного, чувственного до внутреннего, конструктивного, определенного структурой этих двух явлений природы – световым спектром и его акустическим аналогом – натуральным звукорядом». Натуральный ряд звуков логически соотносим с натуральным рядом чисел (выводы Пифагора и пифагорийцев), а в физическом аспекте – с «натуральным рядом» света, т.е. спектром. Именно во взаимовлиянии зрительных и слуховых искусств особенно ярко проявляется синестезия, соответствуя глубине межвидовых связей искусств отражая степень целостности чувственного освоения мира.
Анатолий Шевченко обладал синестетическими способностями в наивысшей степени. Об этом свидетельствуют его музыкальные произведения и графика, отличающиеся ритмическим строем и близостью тематики. Это фламенко в музыке и иллюстрации к «АБС Тавромахии» – темы испанской жизни, по стилю близкие к графике Пабло Пикассо, испанца, творческая жизнь которого расцвела в Париже. Это любовь к поэзии Фредерико Гарсиа Лорки, своеобразные ритмы которой музыкант чувствовал всеми фибрами души. Поэтический гений Ф.Лорки нашел воплощение в музыке А.Шевченко: «Локарда» – программа, посвященная Ф.Г.Лорке; «Рассветы Ф.Г.Лорки» – кантата для солистов, хора, гитары и оркестра; «Балкон Ф.Г.Лорки» (вокальный цикл на стихи Лорки) и другие.
Великий испанский поэт, создавая свои строки «Романсеро», был и самим собою, и гитаристом, гитара которого плакала, как «закат о рассвете», и каждым, кто делил с ним тоску андалузской песни. Сходное чувство испытывал и Анатолий Шевченко, проникаясь чувствами тех, о ком пела его гитара.

Начинается плач
 гитары.
 Разбивается
 чаша утра.
 Начинается
 плач гитары.
 О, не жди от нее
 молчанья,
 Не проси у нее
 молчанья!
 Неустанно
 гитара плачет,
 как вода по каналам – плачет,
 как ветра над снегами – плачет,
 не моли ее
 о молчании!

В 2011 году Анатолий Шевченко отметил несколько юбилеев:
50- летие творческой деятельности,
35-летие фламенко на постсоциалистическом пространстве,
30-летие первого концерта в Одессе (19 окт.1981г).
30-летие работы в филармонии.
Были намечены новые концерты, встречи… Но 25 марта 2012 года гитара замолчала…

Когда умру,
Похороните меня с гитарой
В речном песке.

Когда умру,
В апельсиновой роще старой,
В любом цветке.

Когда умру,
Буду флюгером я на крыше,
На ветру.

Тише,
Когда умру!

Ф.Г. Лорка

Но продолжает звучать гитара; и «Гармония сфер», и «Сюита цветов» и «Музыка Эллады» не дают нам забыть Маэстро, творчество которого находит отклик в душах людей.

Доктор философских наук, профессор Д.С. Берестовская
Симферополь,
Украина

Июль 2012г

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *